Программирование

  Видеолекции Серёгин Игорь Александрович
Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. Почётный работник общего образования РФ. Учитель информатики, тренер по олимпиадной информатике.  

 

Цикл 1
«Алгоритмы решения задач и их реализация средствами языка программирования Паскаль»

Лекция 1.

        Линейные алгоритмы и их реализация средствами языка Паскаль

  1. Языки программирования. Среда программирования. Трансляторы. Знакомство со средой программирования Турбо Паскаль. Свободно распространяемый продукт можно загрузить на компьюер из Интернета по ссылкам:
    FreePascal – сайт
    http://freepascal.org;
    MinGW – сайт
    http://mingw.org;
    Eclipse – сайт
    http://eclipse.org;
    Code::Blocks – сайт
    http://www.codeblocks.org;
    Far manager – сайт
    http://farmanager.com/index.php?l=ru;
    Free Pascal (фри паскаль)
    http://www.pascalguru.ru/kompilyatory.html.
    Загрузка среды на компьютер. Окно среды. Раздел «Помощь». 
  2. Алгоритм. Способы описания алгоритма. Блок схемы. Алгоритм линейной структуры. Пример записи алгоритма линейной структуры для задач: сумма чисел, среднее арифметическое чисел.  
  3. Запись алгоритма на языке программирования. Синтаксис языка программирования Паскаль. Оператор. Структура программы на Паскале. Блочный подход в записи программы. Этапы решение задач на компьютере: 1 (математический метод решения)-2 ( алгоритм) – 3 (программа и отладка). 
  4. Запись алгоритма линейной структуры средствами языка Паскаль. Описание переменных. Типы переменных. Операторы ввода-вывода. Решение Задачи «Среднее арифметическое трех чисел» средствами оператора ввода-вывода. 
  5. Операторы Присваивание. Арифметическое выражение. Решение Задачи «Среднее арифметическое трех чисел» средствами оператора присваивания и записи арифметического выражения. Стандартные функции. Решение Задачи «Среднее арифметическое трех чисел» средствами использования стандартной функции. Датчик случайных чисел. Решение Задачи «Сумма трех чисел» средствами датчика случайных чисел (Задача «Бросание кости 3 раза»).
  6. Разбор решения задачи (по этапам 1-2-3): Обмен. Перестановки. Степени. 

Домашнее задание. Решить задачи:

  1. Программа «Касса» стоимости покупки из 5 предметов, если цена каждого предмета задается из ввода. 
  2. Программа «Домашняя метеостанция» для расчета среднесуточной температуры, если температура утренняя, дневная и ночная вводится из опреатора ввода.  
  3. Программа «Игра в кости», если играют два игрока, каждый бросает кость два раза, и оператор вывода выводит на экран результат каждого игрока.  
  4. Вычислить степень числа, если степень задается датчиком случайных чисел от 1 до 9 
  5. Программа «Площадь» для расчета площади прямоугольного помещения, если его длина и ширина задается из ввода. 
  6. Программа «Чек». Вывести на экран стоимость заправки автомобиля, если из ввода задаются: цена за литр и количество литров для заправки. Оформить чек заголовком, суммой к оплате и местом для подписи покупателя. 

Домашнее задание

Запись видеолекции

Лекция 2.

Целочисленная арифметика и средства языка Паскаль.

  1. Повторение математических правил целочисленной арифметики (натуральные и целые числа, делимость, кратность, простые числа, деление по модулю). Алгоритмы решения задач: «Решето Эратосфена», «Чет-нечет», «Счастливый билет». 
  2. Команды для работы с целыми числами на Паскале. Целочисленные функции.  Команды целочисленной арифметики. Примеры решения простейших задач: Цифры в числе, сумма цифр числа, число наоборот 
  3. Разбор решения задач (по этапам 1-2-3): «Решето Эратосфена», «Чет-нечет», «Счастливый билет». 
  4. Сложные задачи. Этапы решения задачи (1-2-3) и программа «Високосный год». 

Домашнее задание. Решить задачи:

  1. «Решето Эратосфена».
  2. «Чет-нечет».
  3. «Счастливый билет».
  4. «Високосный год».

Домашнее задание

Запись видеолекции

Лекция 3.

Алгоритм с проверкой условия и его реализация средствами языка Паскаль. .

  1. Основные логические функции. Таблицы истинности. Построение алгоритмов с проверкой условия. Блок –схема и виды ветвлений. Пример записи блок-схем алгоритма задач: найди минимальное (максимальное) число из двух случайных чисел, перестановка двух числе по возрастанию и убыванию.  
  2. Реализация ветвления средствами языка Паскаль. Операторы проверки условия. Примеры программ для алгоримтов: найди минимальное (максимальное) число из двух случайных чисел, перестановка двух числе по возрастанию и убыванию. 
  3. Сложные задачи. Этапы решения задачи (1-2-3) и программа: Вид треугольника. Существование треугольника. 

Домашнее задание.

  1. Построй блок –схему алгоритма для задач: найди минимальное (максимальное) число из трех случайных чисел, перестановка трех чисел по возрастанию или убыванию. 
  2. Доработай задачу «Игра в кости» выводом на экран сообщения о победителе (кто из двух игроков набрал большую сумму очков). Переделай программу для трех игроков. Выведи на экран номера игроков по убыванию их результата. 
  3. Выполни самостоятельно задачу о существовании треугольника. 

Запись видеолекции

Лекция 4.

Сложные ветвления.

  1. Реализация вложенных ветвлений средствами языка Паскаль. Примеры решения геометрических задач. Задача «Конверт и открытка».  Задача «Попадание точки в область фигуры на плоскости». 
  2. Оператор Множественного ветвления. Пример решения задачи «Выбор пути богатырем» с использованием датчика случайных чисел.  
  3. Решение задачи «Проходной балл». Определить, в какой из пяти кружков сможет записаться ученик, если запись в кружки осуществляется по конкурсу на основе сдачи экзамена по трем предметам (набор предметов одинаковый для всех пяти кружков). По итогам сдачи учеником трех экзаменов (баллы по пятибальной системе задаются из ввода) определяется его средний балл (округление до десятых долей). Приемная комиссия вывешивает проходные баллы для каждого кружка с учетом десятых долей ( проходные баллы генерируются датчиком случайных чисел). Следует распечатать на экране информацию, в какой кружок (по номеру) принят ученик. 

Домашнее задание.

  1. Игра в кости. Напишите программу для трех игроков, которые бросают три кости каждый (используйте датчик случайных чисел в интервале от 1 до 6). Для каждого игрока нужно выбрать максимальный балл из трех брошенных костей. На экран следует вывести информацию об игроках в порядке убывания их баллов. 
  2. Напишите программу «Пешеходный переход». Генерация цвет светофора обеспечивается датчиком из ввода. Далее программа должна выводить информацию: стойте, идите, внимание. 

Запись видеолекции

Лекция 5.

Алгоритм с циклом и его реализация средствами языка Паскаль.

  1. Понятие цикла. Блок-схема циклической структуры. Виды организации циклов «ПОКА» и «ДЛЯ». Счетчик цикла. Границы цикла. Пример записи циклического алгоритма для задач: найти сумму и среднее арифметическое нескольких чисел (суммарный вес покупок, средний рост учеников в классе, среднемесячная температура, средняя оценка за контрольную работу, количество учеников, получивших за контрольную работу оценку, ниже 4.) 
  2. Операторы цикла на Паскале. Примеры записи программ для задач: найти сумму и среднее арифметическое нескольких чисел (суммарный вес покупок, средний рост учеников в классе, среднемесячная температура, средняя оценка за контрольную работу, количество учеников, получивших за контрольную работу оценку, ниже 4.) 
  3. Разбор решения задач: «Минимальное и максимальное число арифметического ряда». «Сумма арифметического ряда». 

Домашняя работа:

Решение задач:

  1. Доработай программу «Чек» для количества покупок, известного для каждого покупателя из ввода. Количество покупателей заранее не известно.  
  2. Доработай программу «Площадь». Для 15 прямоугольников, длина и ширина которых задаются датчиком случайных числе в интервале от 1 до 9, выведи на экран минимальную и максимальную площади.  
  3. Выполни задачи: суммарный вес покупок, средний рост учеников в классе, среднемесячная температура, средняя оценка за контрольную работу, количество учеников, получивших за контрольную работу оценку, ниже 4. 

Запись видеолекции

Лекция 6.

Понятие массива.

  1. Массив как набор данных одного типа. Описание массива на Паскале.  
  2. Примеры записи программ с использованием массивов для задач: найти сумму и среднее арифметическое нескольких чисел (суммарный вес покупок, средний рост учеников в классе, среднемесячная температура, средняя оценка за контрольную работу, количество учеников, получивших за контрольную работу оценку, ниже 4.) 
  3. Вложенные циклы. Решение задач с помощью массивов и организации циклов на примере целочисленной арифметики.  
    1. Количество разрядов, цифры числа, сумма цифр, число наоборот 
    2. Делители числа, сумма делителей. 
    3. Совершенное число. 
    4. Дружественные числа. 
    5. Простое число. 

Домашняя работа. Решение задач лекции.

Лекция 7

Решение сложных задач.

  1. Программы: 
    1. 2,3,4,5,6,7 – разрядные палиндромы.
    2. Количество лет.
    3. Оценка спортсмена.
    4. Четверка лучших. 

Запись видеолекции

 

Видеоекции по программированию на языке Паскаль

Цикл 2
«Разработка алгоритмов средствами языка программирования Паскаль»

  1. Повторение. Базовые алгоритмические конструкции. Линейные команды. Ветвление. Циклы. Задача «Дружественные числа».
    Домашнее задание
    Запись видеолекции
  2. Повторение. Массивы. Ввод. Вывод. Перестановки.
    Домашнее задание
    Запись видеолекции
  3. Массивы. Поиск, удаление, вставка элемента, группы элементов.
    Запись видеолекции
  4. Массивы. Нахождение одинаковых чисел. Массив из одинаковых чисел. Сравнение двух массивов.
    Запись видеолекции
  5. Массивы. Сортировки: «Обмен», «Пузырек», Вставка». Слияние упорядоченных массивов. Поиск в отсортированном массиве.
    Запись видеолекции
  6. Файлы. Ввод, запись, дозапись. Задачи на работу с файлами.
    Запись видеолекции
  7. Матрицы. Ввод. Вывод. Построение различных матриц. Перестановки частей. Диагонали. Заполнение матрицы по периметру, по спирали.
    Запись видеолекции
  8. Символы. Стринги. Простые алгоритмы.
    Запись видеолекции
  9. Преобразование чисел в стринги и наоборот.
  10. Процедуры и функции.
  11. Структурное программирование. Задача «Быки и коровы», «Морской бой».
  12. Множества.
  13. Алфавитно-цифровая графика. Построение прямой. Полярные координаты. Построение окружности, эллипса, спирали.
  14. Анимация в алфавитно-цифровой графике.
  15. Графика. Цвет. Анимация в графике.
  16. Решение некоторых задач.