Развитие собственного творческого потенциала и потенциала обучающегося, необходимого для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях модернизации современной школы.
В решении этой задачи для себя вижу следующие пути.
Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики представляю учебный материал в мультимедийном и интерактивном виде.
Этот материал может быть представлен в виде:
- презентаций;
- компьютерных игр (игр, которые содержат развивающий или познавательный материал);
- интерактивных программ, тестов;
- графических демонстрационных материалов;
- видео.
На уроках информатики отдаю приоритет именно практической деятельности учащихся, через которую и происходит познание.
Идеальным средством для решения этой задачи служит метод проектов.
Для решения обозначенной проблемы применяю в работе метод активного обучения на основе реальных ситуаций (кейс-метод). Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учеников. В процессе обучения информатике и информационным технологиям кейс выступает как объект изучения (ученики сами разрабатывают их мультимедийные разновидности) и как эффективное средство обучения. Внедрение кейс-метода при обучении информатике и информационным технологиям позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что развивает методическую систему информатики, обогащает содержание дисциплины.
В целях активизации использую такие приёмы:
особенным образом сформулировать цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (пусть это будет даже заинтересованность в отметке; или обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть);
создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным (например, составить вместе столы и попросить класс решить задачу урока совместно или группами, позволить обсуждение, распределить роли, назначить ответственных и т.п.).
Для активизации познавательного интереса обучающихся к другим областям знаний на уроках информатики средствами информационных технологий помогают межпредметные связи.
Использую такие средства:
решение проблем других областей средствами информационных технологий (например, построение динамики популяций в MS Excel; рисование топографической карты в графическом редакторе или создание плаката или стенда для кабинета физики; составление программы, решающей физическую, химическую, математическую или иную задачу);
внедрение знаний из других областей в задачи, решаемые информатикой (часто в проектной деятельности требуются знания из других дисциплин, иногда можно типовые задачи разбавлять терминами разных областей знаний);
комбинирование уроков (здесь могут присутствовать каждый или оба из предыдущих пунктов).
Хочется лишь отметить, что связь между предметами всегда можно найти, даже если она не явно видна. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем.
Использование метода проектов на уроках информатики
для развития творческой личности учащихся