Интернет уроки: описание и способы проведения

 

  

 

 

 

Сайт учителя

информатики и ИКТ

Бершадской

Ирины Витальевны

 

 

 

 

 

Интернет уроки: описание и способы проведения

 

С того момента, когда Интернет стал одним из компонентов современного образовательного пространства, использование дистанционного обучения стало во многом влиять на современное образование и культуру. В связи с этим в ближайшее время предстоит изменение не только форм и содержания школьного образования, но и его целей, смысла, перспектив развития.  


Кроме того, существует масса причин, по которым человек не может обучаться в образовательных учреждениях. Это может быть и плохое состояние здоровья, и значительная удаленность от образовательных центров, занятость и т.д. Чтобы избежать негативного развития событий, не допустить появления «долгов» по учебе, отставания, многие родители и опекуны используют такой метод, как дистанционное обучение в школе. При этом можно серьезно улучшить положение дел в учебе и ребенка, который регулярно ходит в школу, но не демонстрирует полноценную успеваемость. 


Используя дистанционное обучение в школе, можно добиться неплохих результатов. Одной из форм дистанционного обучения могут стать Интернет-уроки. 


Проведение Интернет-уроков  более чем оправданно:

  • Они вызывают у учащихся положительный эмоциональный всплеск.
  • Оценки за такие уроки, как правило, хорошие и отличные.
  • Все большее количество учеников желают участвовать в Интернет-проектах.
  • Успеваемость в целом по классам  повышается. 

 


Зачем ученикам Интернет-уроки?


Дети не понимают, что Интернет- не развлечение, а средство получения знаний. Поэтому учителям следует в процессе преподавания максимально использовать возможности Интернет. Он должен стать источником знаний, таким же, как учебник. Интернет–уроки помогают учащимся выйти за рамки стандартного учебного процесса, использовать компьютерные технологии и средства для того, чтобы существенно увеличить свои образовательные возможности, приобрести новые умения, навыки и опыт деятельности в условиях распределенной дистантной деятельности, осуществить выбор и реализацию своей индивидуальной образовательной траектории в открытом интернет–пространстве. 


Интернет-уроки должны:

  • научить молодежь более продуктивно использовать возможности Всемирной паутины
  •  правильно сортировать информацию, дать им представление о том, что искать    

 


Зачем учителям проводить Интернет-уроки?


  • Учитель должен идти в ногу со временем
  • Самостоятельное повышение своей квалификации

 


Сейчас многие учителя не смогут поддержать простой разговор с учеником, если он начнет использовать такие слова, как форум,чат, аватар и т.д. А это даже не сленг, а одни из основных терминов Всемирной паутины.



Как можно использовать Интернет на уроках:


На уроках биологии, географии -  возможность виртуального путешествия, использование фотографий, карт, схем, возможность получения дополнительной информации, доступ к архивам и библиотекам, общение напрямую с людьми, живущими в других странах.


На уроках математики, физики, химии - возможность дистационного образования, наблюдение процессов, происходящих в микромире, проведения тестовой проверки знаний, изучения материала, доступного по сложности для самостоятельного изучения учащимися.


На уроках литературы - как чтение первоисточников при отсутствии или невозможности достать нужную книгу, как возможность попасть в другую эпоху, прикоснуться к прекрасному.


На уроках иностранного языка, русского языка - в качестве инструмента для тренингов, экспресс-опросов. 


Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Также учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран. 



Для успешного проведения Интернет-урока учителю необходимо придерживаться следующих правил:

  • Не доверять никаким рекомендациям и Интернет-адресам, пока сам все не перепроверишь.
  • Сайт, в котором будет вестись работа, учитель должен знать досконально.  

 



Этапы урока, которые нельзя проводить с использованием Интернет-технологий:

  • Организационный момент
  • Изучение нового материала
  • Контроль знаний, если необходимо оценить умение "говорить" на заданную тему.
  • Проверка домашнего задания
  • На этапе обсуждения каких-либо насущных вопросов: живое общение ни один компьютер не заменит. 
  • На этапе обсуждения результатов работы, когда дети рассказывают о том, КАК они действовали при выполнении задания. Потому что полезно учиться не только на собственных ошибках, но и впитывать чужой опыт. 

 


Важно! Перед проведением Интернет-урока учитель должен иметь запасной вариант организации учебного занятия. Иначе Интернет может оказаться недоступным, и урок пойдет насмарку. Ниже представлены способы проведения интернет-уроков. Первые два способа как раз предназначены на тот случай, если будут проблемы с выходом в сеть. 



Способы проведения интернет-уроков: 



Способ 1. Урок с использованием Интернет-ресурсов 


Этот способ можно условно назвать интернет-уроком. Ключевыми моментами здесь являются:

  • Интернет-ресурсы являются необходимым элементом при составлении плана урока и при проведении самого урока. 
  • Ссылки на Интернет-ресурсы в конце урока даются учащимся для просмотра или дальнейшей работы. 

 


Конспект урока: 


Open publication - Free publishing - More internet

 


 



Способ 2. Урок с использованием подготовленных веб-страниц  


Класс разбивается на группы (по количеству компьютеров)/  


Каждой группе раздаются шаблоны для ответов (для экономии времени, затрачиваемого на ответ). 


На каждом компьютере находятся индивидуальные задания с необходимыми ссылками. Если нет возможности пользоваться Интернетом на уроке в режиме "реального времени”, то учитель предварительно копирует Интернет-странички. 


Преимущества такого урока: учащиеся не тратят время на поиск нужной информации и сразу переходят на нужные сайты.  


Конспект урока: 



 

   

 

Приложения к уроку (.rar) 



Способ 3. Урок – поиск информации


Предварительно ученикам даются определенное задание, адрес в Интернете, по которому возможно найти требуемый материал или ключевые слова для поиска. 


Результаты поиска излагаются учащимися в виде устных или письменных сообщений. 


Конспект Урока 




 

Способ 4. Виртуальные экскурсии  

 


Виртуальная экскурсия предусматривает посещение сайтов различных культурно-просветительских, научных учреждений, различных городов и стран и т.п.  Предварительно ознакомившись с информацией сайта, учитель определяет цель экскурсии и объем знаний, который учащиеся должны приобрести на экскурсии.  После этого разрабатывается маршрут экскурсии: какие страницы и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, на какие объекты нужно обратить особое внимание, каково содержание наблюдений, которые должны провести учащиеся.  


Итоги экскурсии подводятся разными способами: обобщающая беседа, урок-конференция, выставка письменных отзывов об экскурсии с использованием иллюстративного материала посещенных сайтов. 


Если информация как-то оформляется (письменно, в электронном виде), то важно, чтобы учащиеся не просто выводили на принтер найденные web-страницы, а, используя их, создали собственное информационное сообщение. Это достигается специальной формулировкой задания, например: «Пользуясь информацией (ссылками) расположенными на web-странице по адресу…, подготовьте сообщение о… объемом не более 2-х страниц». Ограничение объема не позволит механически скопировать чужую работу из Сети. 


Такой интернет-урок может стать веб-квестом. Заранее создаётся тематическая база данных, которая оформляется в виде Интернет-страницы. Это позволяет собрать, систематизировать, классифицировать, красочно оформить достаточно большой по объёму материал и применять его многократно в своей работе (подробнее о веб-квестах здесь).   


Способ 5. Использование сервисов Web 2.0 

Пример интернет-урока "Восхождение к себе" (предмет – литература)


Учащиеся посмотрели флэш-ролик: А.А.Ахматова. Я научилась просто, мудро жить


Примечание: это презентация, сохраненная в формате swf с помощью программы iSpring (как это сделать, можно прочитать здесь). 


Затем свои вопросы записали на коллективной доске (инструкция по работе здесь)


Был создан визуальный словарик с помощью сервиса  "Визуальный словарь"  


Во втором задании была групповая работа. Учащиеся выполнили задания и выводы оформили в виде презентации «Философские искания русских поэтов». Презентация была опубликована на Документы Google.



Во время урока учащимся также были показаны плэйкасты «Вдохновение» и Творчество».



Подведение итогов: Рефлексия. 


Учащимся было предложено подобрать 3-4 самых значимых для них слова, которые они связывают с понятием ЖИЗНЬ, и составить из них мозаику с помощью сервиса  ImageChef (инструкция по применению).  


Способ 6. Видео уроки 


Видео уроки необходимы тем учащимся, кто пропускает уроки или плохо усваивает материал. На непонятном месте можно сделать паузу и прослушать сначала. Кроме того, сейчас существует огромное количество видео уроков, темы которых выходят за рамки общеобразовательной программы.  Видео уроки можно составлять самостоятельно с помощью программ по созданию обучающего видео либо находить готовые. 


Можно выделить следующие сайты с обучающими уроками: 


Интернет-урок – видео уроки по всем предметам общеобразовательной программы 


TeachVideo — обучающее видео по информационным технологиям  


Пример:  Всероссийский интернет-урок антинаркотической направленности «Имею право знать!» 

 

Дополнительные ссылки:


Интернет-уроки. Интернет на уроке и после него


Коллекция методических приемов использования Интернет в школе


Источники: 


Андрианова Г.А. Формирование компетентностей учащихся на интернет–уроках


Проект interneturok.ru


Журин А.А. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ


Моливер Е.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ // Материалы XV Международной конференции "Применение новых технологий в образовании"


Интернет-урок "Восхождение к себе"       

 

Дата последнего обновления страницы 12.01.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»